Развитие творческого мышления и интеллекта

 


Как читать книги - Глава 1

Автор: Андрей Малыгин от 2 января 2016
1. Безыскусственное чтение
Как мы обыкновенно читаем книги? Так, "как читается". Так, как подсказывают наше настроение, наши психические свойства, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства. Кажется нам, что читаем не плохо.
А между тем это, по большей части, ошибка. Говорят, бывает у певцов и "от природы поставленный голос". Но это редкое исключение. Обычно приходится голос "ставить". Так же точно бывает иногда стихийно сложившееся правильное чтение. Но это тоже очень редко. Обыкновенно чтение страдает очень многими недостатками, а иногда оно из рук вон плохо. Такое чтение может быть не только не полезно, но и вредно.
2. Вредное чтение
Плохое чтение вредно уже, прежде всего, потому, что лишает той огромной пользы, которую дает хорошее чтение. Но оно может принести и другой вред.
Можно рассматривать чтение с двух сторон: что читать и как читать. И в обоих этих отношениях чтение может быть вредным.
Несомненно, есть дрянные книги, приносящие огромный вред. Таковы, например, растлевающие душу пошлые, бульварные книги.
Но и самый способ чтения тоже может принести вред, — вред и телесный и душевный. Привычка "глотать" книги может вызвать головные боли. Может способствовать развитию неврозов, неврастении и других болезней нервной системы, а также быть одной из причин различных телесных заболеваний, производных от нарушения нормальной деятельности нервной системы. Плохое чтение препятствует иногда нормальному развигию способностей и нередко портит их, например ослабляет способность к сосредоточению внимания, память и т. д. Ослабляет волю и способность размышлять.....

Запах роз укрепляет память в медленном сне. Розы и память 2

Автор: Андрей Малыгин от 16 декабря 2015
На сайте уже публиковалась статья о влиянии запаха роз на сон /index.php?newsid=1145199625
Вот еще одна, но с другими данными и другими советами.

Не за горами сессия. Остались позади морозы. "Читатель ждёт уж рифмы розы…" (А. С. Пушкин). О чём мы? Да. Сессия. Сколько всего надо будет учить… И вот розы-то нам помогут. Хотя воспроизвести в домашних условиях опыты, что поставили недавно немецкие нейробиологи, будет затруднительно. Ну, что немцу – смерть, то русскому… Сами знаете.

Оказывается, аромат роз может существенно влиять на способность мозга упорядочивать пройденный урок и откладывать его в "отсеки" долговременной памяти. Только не спешите заливаться розовой туалетной водой или заставлять всю квартиру букетами – всё несколько сложнее. Тут весь секрет – в какие моменты этот самый аромат роз выдавать испытуемому. В какие? Давайте по порядку.

Отчёт о занятных опытах с запахами и памятью опубликовали в журнале Science Ян Борн (Jan Born), Штеффен Гайс (Steffen Gais) и Бьёрн Раш (Björn Rasch) из университета Любека (Universität zu Lübeck), а также Кристиан Бюкхель (Christian Büchel) из университетского медицинского центра Гамбурга-Эппендорфа (Universitätsklinikum Hamburg-Eppendorf).

Учёные давно знают, что с воспоминаниями надо переспать. В то же время известно, что на сон влияют среди прочего и запахи. Не зря же японцы в своей машине по созданию сновидений применяют распылитель запахов наряду с другими действующими агентами.........

Сон улучшает память: Для улучшения процессов воспоминания полезно вздремнуть

Автор: Андрей Малыгин от 15 декабря 2015
Почему детям и подросткам требуется намного больше сна, чем взрослым? Почему младенцы спят почти круглые сутки? Какие изменения в мозге вызывает хороший сон? Американские учёные полагают, что имеют ответы на эти и некоторые другие вопросы.

О том, что сон улучшает память, вы, наверное, слышали. Исследователи из медицинского центра Гарварда (Beth Israel Deaconess Medical Center — BIDMC) полагают, что выяснили — как улучшение памяти происходит непосредственно в мозге человека.

"Наши предыдущие исследования показали, что сон может помочь людям лучше запоминать некоторые вещи, например, разучивать фортепьянные концерты, — рассказал руководитель группы учёных доктор Мэтью Уокер (Matthew P. Walker). — Но мы не знали точно, как и почему это происходит".........

Память на числа, хронологию и цены

Автор: Андрей Малыгин от 10 декабря 2015
У разных лиц бывает и различная память по отношению к числам, годам и ценам; различие это зависит от неодинаковой степени развития математических способностей. Лицо, широко развившее эти способности, будет неизменно сохранять ясное и прямое впечатление чисел и всего, связанного с ними, тогда как лицо со слабо развитыми способностями будет с трудом помнить что-либо подобное. Усиленно занимаясь умственными вычислениями, последние, однако, могут развить эту способность. Лицам с такими слабыми способностями рекомендуется купить самую элементарную арифметику, употребляемую в первых классах училищ, и внимательно изучить ее, проделывая каждую данную задачу. Проходя в день по уроку, вы увидите через некоторое время, что у вас развивается интерес к числам и что вы помните их гораздо лучше, чем прежде. Такая практика приносит отличные результаты и развитие, приобретенное таким путем, устойчиво, а способность будет продолжать развиваться и в будущем, занося более ясные впечатления цифр и всего, связанного с ними.

Система запоминания с помощью десяти вопросов

Автор: Андрей Малыгин от 3 декабря 2015
У каждого человека в его предсознательной кладовой имеется громадный запас сведений и познаний. Хоть что-нибудь да знает он о всяком предмете, который когда-либо привлекал его внимание или интерес даже в самой малой степени. Характер и количество такого знания, конечно, сильно зависит от степени внимания, сосредоточенного на нем, и наблюдения, произведенного при этом. Но даже человек с самой поверхностной наблюдательностью собрал много ценного материала, о существовании которого он и не подозревает. Сведения накапливались механически, а попытки воскресить их отсутствовали ввиду того, что человек в своей повседневной жизни не нуждался в них.
Если бы разумной практикой мы случайно сознали все скрытые знания, мы дали бы нашему уму полезную работу, увеличили бы нашу способность припоминать, расширили бы кругозор ценных познаний, развили бы способность рассуждения, сравнения и пр. и стали бы лучше ознакомленными по отношению к разнообразным предметам. Извлекая эти сохраняемые воспоминания, мы принуждены бываем классифицировать их, ставить их в надлежащую друг от друга зависимость, сравнивать, замечать ассоциации, извлекать выводы и применять при этом многие умственные способности, которые являются следствием умственного развития. Уподобляясь же каким-то скрягам, спрятавшим свои драгоценности, мы никогда больше не увидим свои духовные сокровища и не воспользуемся ими.....

Две формы памяти

Автор: Андрей Малыгин от 13 августа 2015
1. Две формы памяти.— Я хочу выучить наизусть стихотворение и прочитываю его вслух стих за стихом, а, затем повторяю несколько раз. Он запечатлелся в моей памяти. Теперь я пытаюсь дать себе отчет в том, как урок был выучен, и вызываю в своем представлении те фразы, которые я, одну за другою, прошел. Каждое из последовательных чтений встает перед моим умственным взором в своей индивидуальной особенности; я снова вижу его вместе со всеми теми обстоятельствами, которые его сопровождали и в рамку которых оно все еще остается включенным; оно отличается от всех предыдущих и всех последующих чтений уже самим местом, занимаемым им во времени; одним словом, каждое из таких чтений снова проходит передо мною, как определенное событие моей истории. И тут опять-таки говорят, что эти образы — мои воспоминания, что они запечатлелись в моей памяти. В обоих этих случаях употребляются одни и те же слова. Обозначают ли они, однако, тот же самый предмет? Знание стихотворения, которое я запомнил, выучив наизусть, имеет все признаки привычки. Как и привычка, оно приобретено посредством повторения одного и того же усилия. Как и привычка, оно потребовало сначала расчленения, потом восстановления целостного действия. Наконец, как всякое привычное упражнение моего тела, оно включено в механизм, который весь целиком приходит в движение под влиянием начального толчка, в замкнутую систему автоматических движений, которые следуют друг за другом всегда в одинаковом порядке и занимают всегда одинаковое время....

Работа на семинарах

Автор: Андрей Малыгин от 12 июня 2015
Когда лучше задавать вопросы - на перерыве, во время занятия?

Наилучшей является следующая стратегия.
Возникающие во время занятия вопросы вы записываете на листке бумаги и продолжаете слушать лектора. Обычно часть ответов вы получите от лектора еще до конца семинара. А на другую часть найдете ответы самостоятельно. А оставшиеся вопросы, на которые вы так и не нашли ответов – задавайте на перерывах или в специально отведенное для вопросов время.

Стоит ли записывать на диктофон? Или лучше конспект?

Выясните заранее, насколько качественные раздаточные материалы вам предоставят. Если организатор занятия ответственно подошел к делу – вы получите на бумаге всю лекцию вместе с необходимыми формулами, графиками и иными материалами. В этом случае можно вообще почти ничего не записывать, а только слушать лектора, по мере необходимости делать пометки и записывать ответы на вопросы...........

Автор: Андрей Малыгин от 26 апреля 2015
Научного объяснения подобной запоздалой реакции нет. Очевидно, запрос регистрируется в подсознании, и оно выталкивает найденную информацию в область сознания, когда ему заблагорассудится. Я заметила, что на подобные явления чаще жалуются люди с навязчивыми формами поведения. Возможно, сами того не сознавая, они продолжают постоянно думать о досадном сбое в памяти и не в силах выбросить инцидент из головы, поскольку реагируют на неудачу гораздо острее обыкновенных людей.
Однако между процессом извлечения информации и эмоциями существует связь. Когда вы расслабляетесь и перестаете совершать усилия для скорейшего вспоминания, ваш внутренний «сканер» продолжает поиск в удобном для него режиме. Происходит разблокировка механизма памяти, и в течение нескольких секунд слово обычно возвращается к вам. Можно предположить, что к необычным и редким словам найти доступ труднее, чем к простым, и что сон является идеальным состоянием расслабленности и повышенной восприимчивости, в котором продолжительность поиска не имеет значения. {Само ваше расстройство по поводу случая забывчивости, возможно, направило ваше подсознание на поиск нужной информации.) Неожиданно всплывающее в сознании слово поражает вас так сильно, что вы можете проснуться среди ночи. Если в это время вам снился сон, то, возможно, вы вспомните, что вам привиделись некие образные ассоциации, которые спровоцировали процесс вспоминания. Такое случается редко — но случается. В последнем случае самое главное — выбросить поскорее из головы это слово и все, с ним связанное, и попытаться снова заснуть!

Специальный прием для запоминания снов

Автор: Андрей Малыгин от 16 апреля 2015
Во-первых, вы должны действительно хотеть помнить их (эта мысль звучит постоянно, и вы уже должны усвоить ее). Я часто запоминаю наиболее интересные свои сны, но те несколько минут, в течение которых я помню их наиболее отчетливо, я посвящаю письменному изложению их содержания. Следуя совету психолога, я кладу на ночной столик рядом с кроватью блокнот, ручку и фонарик. Перед тем, как заснуть, вы должны сказать себе: «Я хочу проснуться сразу по окончании сна, чтобы записать его содержание». После нескольких попыток подобного самовнушения у вас это должно получиться. Кроме всего прочего, я научилась сразу же по пробуждении записывать вызванные сном спонтанные ассоциации, которые чрезвычайно полезны для толкования последнего, но быстро забываются» если их не записать вовремя. Как только подобная регистрация снов войдет у вас в привычку, вам покажется, что вы стали видеть сны чаще..........

Мемориальные комплексы

Автор: Андрей Малыгин от 11 апреля 2015
Как верно заметил "умный и циничный герцог" Франсуа де Ларошфуко, все жалуются на свою память, но никто -- на свой разум. Действительно, редко встретишь человека, который не желал бы сделать свою память "лучше, шире и глубже". Между тем мало кто представляет себе, что такое хорошая память и какие существуют способы ее улучшить.

Казус Шерешевского

В 20-х годах прошлого века к психологу Александру Лурии пришел человек с просьбой проверить его память. Оказалось, что человек этот никогда ничего не записывает, поскольку с легкостью запоминает абсолютно все, что видит или слышит. В ходе исследования выяснилось, что память репортера Ш. (так его назвал Лурия) не имеет определенных границ: он запоминал едва ли не любое количество чисел, слов и даже бессвязных слогов и мог их повторить в любой последовательности. Более того, единожды увидев, репортер Ш. не забывал эти последовательности спустя дни, месяцы и даже годы. Позже история о репортере Ш. легла в основу "Маленькой книжки о большой памяти" Лурии.

 
vladjurnalist.ru.