Развитие творческого мышления и интеллекта

 


Искусство наблюдения, запоминания и воспоминания-5

Автор: Андрей Малыгин от 19 мая 2014
Глава V. Упражнения для развития зрительных впечатлений

Очень немногие люди — внимательные наблюдатели. Средний человек запомнит предмет в общих чертах и будет помнить каков его вид, но все подробности не сможет запомнить.
Интересный предмет возбуждает большую долю внимания и поэтому впечатление получается более ясное и полное. Например, представим себе средних мужчину и женщину, идущих по улице. Мимо них проходит другая женщина, одетая в привлекающее внимание платье. Мужчина запомнит только что «на ней было что-то синее» и что «ее рукава почти полностью закрывали кисть». Хорошо, если он помнит и это — многие мужчины не заметили бы и этого, и общее впечатление было бы очень неясным. Но женщина будет в состоянии точно описать, как была одета другая женщина, отделку, талию, подробности фасона рукавов, юбку, материю, из которой она сшита, качество и стоимость, и множество других мелких деталей. Она сможет описать своей подруге все, что видела, и эта подруга сможет увидеть все «глазами воображения».
Однако, и мужчина и женщина обладают одинаков хорошим зрением—оба получили фотографически точное впечатление проходившей рядом женщины и ее одежды, но заметьте разницу в их наблюдениях. Что обуславливает эту разницу? Просто тот факт, что женщину интересовала одежда, и она привыкла обращать внимание на такие вещи. У МУЖЧИНЫ интерес отсутствовал, отсутствовало следовательно и внимание. Но, вероятно, мужчина заметил бы, что у незнакомки голубые глаза, светлые волосы и тонкая талия.
Но интереса можно достигнуть при помощи практики — внимание при этом улучшается.
Конечно, вы понимаете, что не глаз требует тренировки, т к каждый здоровый глаз хорошо выполняет свою работу. Уроки необходимы той части вашего разума, которая смотрит через глаз. Глаз — камера, разум — светочувствительная пленка. Ваше желание пробуждает в вас интерес к предмету и к подробностям, и вы уделяете ему свое внимание. Не забывайте двух важных факторов — интереса и внимания. Но разум ваш привык лениться и потребуется время, терпение и практика, чтобы заставить его работать серьезно.
Для запоминания предметов, необходимо видеть их полностью, чтобы разум получил ясное впечатление и бережно сохранил его как цепную вещь. А единственная возможность достигнуть этого - развить наблюдательность. Предметы, которые должны запечатлеться в памяти, надо наблюдать внимательно и старательно.


УПРАЖНЕНИЕ 1

Одно из наиболее простых, но лучших упражнений для развития наблюдательности состоит в умении точно «видеть» обыденные вещи. Это можем казаться очень легким, но попробуйте, и вы увидите обратное.
Поставьте перед собой какую либо самую обыкновенную вещь (предпочтительно яркого цвета, так как яркий предмет легче запомнить) Предположим, что это будет книга, яблоко или ручка. Смотрите на него внимательно в течение некоторого времени, спокойно, но разумно, стараясь запечатлеть его в своей памяти. Затем закройте глаза и постарайтесь припомнить предмет как можно точнее. Постарайтесь припомнить его размер, подробности. Запечатлейте все это в своем мозгу. Затем откройте глаза, взгляните еще раз па предмет и посмотрите, чего еще не хватает вашему умственному изображению. Внимательно отметьте эти забытые подробности, потом снова закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать изображение, снова посмотрите на предмет и продолжайте таким образом до тех пор, пока вам не удастся установить вполне ясный мысленный образ данного предмета во всех подробностях Небольшая практика даст вам удивительные навыки в упражнениях такого рода, они вполне вознаградят вас за труд и подготовят к дальнейшей работе.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Вполне овладев упражнением 1, возьмите один из изученных вами предметов и получив точное мысленное изображение его, постарайтесь зарисовать на память форму и детали. Не пугайтесь того, что вы не художник. Я не хочу пытаться сделать из нас такового, но хочу только развить вашу наблюдательность и способность запоминать то, что вы видели. Для первого раза задайтесь чем-нибудь легким, в чем вы вряд ли разочаруетесь. Успешность ваших рисунков будет зависть не от артистического дарования, а от подробностей, которые вы запомнили и занесли на бумагу. Удивительно, как эти два упражнения развивают наблюдательность и способность запоминать. Через короткое время вы будете способны посмотреть па вещь только раз, а затем сделать ее набросок, содержащий все главные детали.
Вы, конечно, понимаете, что вам должен служить моделью не непосредственно сам предмет, а его умственное изображение. Заметив все подробности предмета, взгляните на него вторично и посмотрите, не забыли ли чего; одним словом, действуете как в упражнении 1. В обоих упражнениях почаще меняйте предмет наблюдения, т. к. это способствует успеху и дает отдыхать уму.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Начните с рассмотрения деталей, а не с запоминания общего вида предмета. Говорят, что разумное наблюдение — наиболее трудное искусство Не старайтесь «воспринять» весь предмет целиком, с первого взгляда. Это дело последующих опытов, когда вы уже достигнете некоторого развития. Воспринимайте отдельные подробности предмета, запечатлевайте их в своем уме, затем приступайте к последующим подробностям.
Например, возьмите лицо. Ничто не бывает так досадно, как забыть лица тех, с кем мы встречались, и многие обязаны своей неудачей недостатку наблюдательности именно в этом направлении. Ошибка многих из нас заключается в том, что мы старались запомнить лица в целом, не обращая внимания на детали. Начните практиковаться на ваших знакомых, затем перейдите к посторонним и в скором времени вы удивитесь легкости, с которой запоминаете подробности внешности других.
Внимательно рассмотрите нос, глаза, рот, подбородок, цвет, общую форму головы и т. д. Вы увидите, что вам легко будет припомнить нос Петрова, глаза Семенова, подбородок Ивановой и т. д.
Раньше, чем приступить к этому, сядьте и попробуйте описать наружность кого-либо из ваших самых близких знакомых. Вы будете удивлены неясности вашего представления. Вы ни разу хорошенько, подробно не всматривались в них. Если это так, как можете вы надеяться припомнить лица посторонних. Начните с рассмотрения каждого встречного и со старательного изучения наружности, а затем берите карандаш и постарайтесь в немногих словах описать (словами) наружность. Это упражнение очень интересно и с первых же слов вы заметите быстрое улучшение.
Подобным же упражнением является детальное рассмотрение зданий. Сначала постарайтесь описать какое-нибудь здание, мимо которого вы ежедневно проходите. Вы сможете составить себе отдаленное представление его общего вида, формы, цвета и т. п. Но что касается числа окон в каждом этаже, местонахождения и размера дверей, формы крыши, ворот, труб, карнизов, украшений и т. д. — то вы увидите, что не можете дать себе ясного отчета в этом. Вам покажется, что вы никогда не видели в действительности дома, не правда ли? Вы просто смотрели на него. Начните же, приглядываясь к находящемся на вашем пути строению, воспроизводить позднее мысленно его подробности, и посмотрите, многое ли вы запомнили. На следующий день займитесь этим же зданием и рассмотрите новые детали (их найдется немало); продолжайте таким образом, пока не составите себе полного представления о здании. Это очень ценный способ для развития наблюдательности.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Мы упоминали о способе, которым подготавливали Кима. Наряду с этим мы рассказали об обучении молодых воров. Этому методу должен следовать и изучающий, которому он принесет пользу и заинтересует, особенно если упражняться будут два или три человека вместе, т. к. дружественное соревнование возбуждает и обостряет наблюдательность.
Следующий опыт заинтересует вас: положите на стол по крайней мере семь вещей и закройте их платком. Снимите платок, сосчитайте до десяти, затем опять закройте вещи и попросите принимающих участие в этой забаве возможно подробнее описать на бумаге данные предметы. Можно подводить к столу присутствующих по одиночке и давать им записывать впечатления в другом конце комнаты. Со временем число лежащих на столе предметов может быть доведено до пятнадцати. Удивительно, какой степени искусства в наблюдении достигают таким образом некоторые лица. Рассказ о Киме и данной ему работе, будучи вымыслом, основан, наверно, на каком-нибудь действительном факте, знакомом Киплингу, т. к. подобные упражнения очень обыденные Индии, где таким образом практикуются йоги. Но развитие этим методом способностей может быть применимо не только к такого рода забавам — наблюдательность настолько обостряется, что вы без труда будете видеть много такого, чего другие не замечают, и получите значительную подмогу в делах.
К этому разряду упражнений может быть отнесено упражнение Удэма, который проходил мимо витрин, а затем припоминал выставленные предметы. Мы говорили уже об этом в одной из предыдущих глав. Эти упражнения можно применять как разновидность одного из вышеозначенных. Оно разнообразит работу и способствует развитию наблюдательности и сосредоточения, в то время как наблюдатель бывает окружен посторонними звуками и зрелищами. Многие другие упражнения такого же рода придут на ум изучающему по мере его развития, он найдет занятие крайне увлекательным, как только приобретет «навык» в делах этого рода.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Я видел в деревне игру, которая является прекрасным средством для развития наблюдательности. Она немного отличается от указанных выше упражнений в том смысле, что предметы меняются и надо быстро сосредоточить на них внимание, чтобы получить ясное впечатление. Дело вот в чем: кто-нибудь должен встать за ширму или занавес и на одну секунду показать из ширмы какой-нибудь предмет, стоящим по другую сторону. Развившие способность быстро воспринимать, смогут описать предмет удивительно ясно и подробно. Можно одновременно показывать несколько вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактикуются.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Упражняющемуся показывают кость домино и просят его назвать число очков сразу, не считая. Затем кладут две кости, три и т. д. После небольшой практики каждый сможет мгновенно назвать общее число очков. Более легкая вариация этого упражнения состоит в том, чтобы быстро провести перед глазами упражняющегося карту и попросить назвать масть и название. Вначале надо действовать медленно, увеличивая скорость постепенно, до тех пор, пока упражняющемуся будет достаточно бросить беглый взгляд на карту.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Многие люди могут схватить содержание статьи с одного взгляда. Люди занятые, которым необходимо просматривать газеты, обладают этой способностью. Мужчины и женщины,, занимающиеся журналистикой, часто бывают способны схватить смысл статьи, взглянув на нее. Рецензенты так же имеют данную способность (в действительности судя по содержанию некоторых рецензий, рецензенты совершенно не заглядывают в книгу). Писатель, в своей деятельности, должен «пробегать» ежемесячно массу статей. Вначале это требует много времени, но затем тот же результат получается при быстром просматривании и суммировании содержания по мимолетному взгляду, т. к. интересная статья узнается при быстром просмотре.
Все дело в практике. Профессор Портер, говорят, мог прочесть с одного взгляда почти половину обыкновенно книжной страницы. Начните с прочтения с одного взгляда, нескольких слов, затем целых фраз, отрывков и т. д. Развивая психические способности надо поступать, как поступают при развитии мускулов — мы развиваем сначала один мускул, затем доходим постепенно до комплекса мускулов.

УПРАЖНЕНИЕ 8

Очень полезно составлять в уме описание комнаты и ее обстановки. Многие женщины могут делать это без всяких предварительных указаний, но наблюдательность мужчин в этом направлении не обширна и они нуждаются в ее развитии. Если вы мужчина и читаете эту книгу с женщиной, она опередит вас в этом и многих других упражнениях. Многие женщины, по-видимому «видят» каждую интересующую их вещь и многие из них никогда не забывают виденного.

Войдите в комнату и произведите быстрый осмотр ее обстановки, стараясь получить хорошую мысленную фотографию возможно большего числа предметов, размера комнаты, высоты, цвета обоев, числа окон и дверей, стульев, столов, ковров, картин и т. д. Затем выйдите из комнаты и запишите виденное; сравните его с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь совершенного результата. Практикуясь таким образом, вы сможете точно описать каждое посещенное вами место без затруднения, т. к. ваша способность наблюдать автоматически заносит впечатления, будучи подвергнута вышеуказанной тренировке.

УПРАЖНЕНИЕ 9

Вечером сделайте обзор ваших дневных занятий и постарайтесь припомнить и записать вещи и лица, с которыми вы встречались и которые вы видели. Вы удивитесь незначительности того, что вы можете припомнить сразу и количеству того, что вы будете помнить после небольшой практики. Это не только искусство припоминать, но и искусство наблюдать. Ваша подсознательная область мышления поймет необходимость ясно замечать предметы и ставить их на подобающее место.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
vladjurnalist.ru.