Развитие творческого мышления и интеллекта

 


Тесты креативности и диагностика творческих способностей

Автор: Андрей Малыгин от 2 декабря 2015
В исследованиях различных Авторов «… были обнаружены значимые отрицательные корреля­ции между некоторыми показателями исследовательского поведе­ния и творчества [...]. Например, точность прогноза пове­дения исследуемой системы, который делали испытуемые, отрица­тельно коррелировала с оригинальностью по тесту креативности.

Простейшая житейская интерпретация этой статистической зависимости состоит в следующем: люди, склонные к выдвижению че­ресчур оригинальных идей, обычно не очень точны в предсказани­ях поведения реальных систем.

Из фактов отрицательных корреляций между различными тестами познавательных способностей вытекают очень важные прак­тические следствия. Например, в России для оценки познаватель­ного развития используются в абсолютном большинстве случаев только тесты интеллекта, стандартизованных тестов исследователь­ского поведения нет.

Это означает принципиальную односторон­ность, кособокость получаемых результатов, которую необходимо учитывать хотя бы на качественном уровне. А именно, если ребенок получил низкий балл по тесту интеллекта, это еще не дает доста­точно оснований для пессимизма, в который впадают в такой ситу­ации некоторые родители и педагоги. С большой вероятностью этот ребенок получил бы высокий балл по тесту исследовательского по­ведения, т.е. проявился как достаточно хороший исследователь новизны и неопределенности, способный самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи при реальном взаимодействии с объектами.

К сожалению, верно и обратное: если ребенок полу­чил высокий балл по тесту интеллекта, есть большая вероятность того, что он получил бы более низкий балл по тесту исследователь­ского поведения, и следует обратить внимание на развитие его ис­следовательского потенциала. Учет этих индивидуальных различий важен и при обучении.

Учащиеся-"экспериментаторы" с домини­рованием индуктивного стиля познавательной деятельности ока­зываются в чрезвычайно невыгодных условиях по сравнению с учащимися-"теоретиками", предпочитающими дедуктивный стиль, поскольку европейская система образования ориентирована имен­но на последний.

Дж.Ф. Бекман и Ю. Гутке предположили, что посредником между тестами исследовательского поведения и тестами интеллек­та могут быть тесты обучаемости, диагностирующие способность приобретать знания через обратную связь. Они провели исследо­вание связи между решением сложной исследовательской задачи, тестами обучаемости и тестами интеллекта. Взрослым испытуемым предлагалось исследовать компьютерную среду с множеством не­известных связей между переменными, выявить эти связи и управ­лять всей системой, удерживая переменные в требуемом диапазо­не. В эксперименте измерялось два параметра.

1. Приобретение знаний о системе: в конце эксперимента ис­пытуемых спрашивали, существуют ли связи между определенны­ми переменными в системе, и оценивали правильность их ответов.

2. Использование приобретенных знаний: оценивалось по сред­нему отклонению управляющих воздействий испытуемого от опти­мальных, требуемых для удержания системы в заданном режиме.

Помимо этого испытуемые тестировались по одному из не­мецких тестов интеллекта и по одному из тестов обучаемости. Обучаемость оценивалась как мера улучшения выполнения теста пос­ле специально проведенного с испытуемым обучения. Оказалось, что непосредственная корреляционная связь меж­ду показателями приобретения знаний и тестом интеллекта не была значимой. Но приобретение знаний положительно коррелировало с тестом обучаемости и использованием знаний, а использование знаний — с тестом интеллекта и тестом обучаемости.

Таким образом, тесты интеллекта теснее связаны с использо­ванием знаний, а не с процессом их приобретения. Тесты обучаемо­сти могут служить посредником между показателями приобретения знаний об объекте (т.е. показателями исследовательского поведения) и тестами интеллекта.

Итак, можно утверждать, что тесты интеллекта разработаны в большей степени как тесты использования ранее приобретенных знаний для решения кем-то придуманных четко сформулированных задач, а тесты исследовательского поведения — как тесты приобрете­ния новых знаний при постановке и решении своих, оригинальных задач в условиях неопределенности.

Используя термины Ж. Пиаже, можно сказать, что тесты исследовательского поведения в большей мере относятся к тестам способностей к аккомодации, а тесты ин­теллекта — к тестам способностей к ассимиляции. (Аккомодация — изменение схем действия при столкновении с новым объектом; ас­симиляция — включение объекта в уже имеющиеся схемы.) Подчерк­нем, что сам Ж. Пиаже понимал интеллект как единство аккомода­ции и ассимиляции, т.е. вкладывал в понятие интеллекта более широ­кое содержание, чем то, которое операционально заложено в тради­ционных тестах интеллекта и тестах исследовательского поведения».

Психология конкуренции в обучении, Издательский дом ГУ ВШЭ, М., 2006 г., с. 109-112.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
  • dro4ka

  • 4 февраля 2008 18:12
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
очень интересно
  • NatKis

  • 5 августа 2008 09:20
  • Группа: Посетители
  • ICQ:
  • Регистрация: 28.12.2007
  • Комментариев: 7
  • Публикаций: 0
^
Знаю много людей творческих, которые действительно с обчень развитым воображением, но далеки от реальности. И наоборот, интеллектуалов, которые не могут "родить" ничего творческого
  • MSHK

  • 21 января 2009 17:43
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
Мне кажется, в первую очередь нужно обозначить что же такое интеллект. Существует несколько значений, иногда достаточно сильно различающихся по смыслу.
Творческие способности позволяют выходить человеку за рамки привычных, уже известных моделей. Часто эти модели лучше не знать, чтобы не "сковывать" свой ум. Если у какого-нибудь ученого технаря спросить как можно пересесть с одного стула на другой, стоящий рядом, он вряд ли ответит, что можно: выйти из конаты доехать до метро, потом до конечной метро, пешком до аэропорта, вернуться на пароме, заказать вертолет до той комнаты и вползти в нее задом наперед через окно. Если спросить ребенка, у которого эти "схемы" еще не вдолблены, или он не с таким прилижанием вдалбывает их себе в голову, то, возможно, его ответ будет и поинтереснее.
  • Группа: Посетители
  • ICQ:
  • Регистрация: 23.05.2010
  • Комментариев: 1
  • Публикаций: 1
^
Пиаже респект!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
vladjurnalist.ru.