Развитие творческого мышления и интеллекта

 


Обучение без мыслительной деятельности

Автор: Андрей Малыгин от 8 апреля 2015
Во многих отношениях человек разумный не столь далеко ушел от своих предков-обезьян, а порой «животное» поведение становится даже необходимым. Когда так говорят про добывание еды и низменные страсти, никто не удивляется, но, оказывается, это в некоторой степени верно и для таких сложных умственных процессов, как учеба.

При «классическом» обучении — освоении новых сведений или навыков — мы четко осознаем и запоминаем все, что делаем. Основную часть работы, как считают ученые, при этом выполняет средняя височная доля мозга — она связывает между собой хранилища разных видов информации.

По окончании чтения, к примеру, этой статьи в памяти читателя (как мы надеемся) останутся основные идеи, изложенные в ней, и сам факт прочтения. А объем серого вещества, кстати, увеличи-вается с каждой порцией «переваренных» знаний.

По контрасту с homo sapiens животные, не наделенные мощным интеллектом, учатся более примитивно, методом проб и ошибок. Обезьяну, например, можно научить выбирать из нескольких предметов один, обладающий теми или иными качествами. При этом задействуется совсем другой участок мозга — базальные ганглии. Привычка остается, а вот процесс дрессировки быстро стирается из памяти животного.

Многие нейрофизиологи думали, что в процессе эволюции человечество распрощалось с этим устаревшим и малоэффективным способом. Однако теперь калифорнийские ученые доказали, что она живет и действует. Для тех несчастных, у которых нарушено функционирование височной доли, обучение по «привычке» — единственный способ ориентироваться в мире.

Именно таких людей, страдающих амнезией после перенесенного энцефалита, исследователи из Сан-Диего отобрали в качестве испытуемых. Изо дня в день им предлагали одно и то же упражнение: выбрать из восьми пар объектов «правильные». К началу каждого урока больные успевали напрочь забыть о предыдущем, однако после нескольких недель тренировки твердо усвоили, что нужно делать, — доля успешных испытаний достигала 95% и более.

Однако, выполняя задание, люди не помнили, как этому научились. «Интересно, как я это делаю?» — спрашивал сам себя один из пациентов. Это лучше всяких энцефалограмм доказывает, что он усвоил навык чисто механически. Не схожим ли образом работает ум у зубрил, которые на экзамене пересказывают страницы учебника слово в слово, но при этом ни единого слова не понимают?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
  • ego27

  • 10 апреля 2007 11:48
  • Группа: Посетители
  • ICQ: 294564931
  • Регистрация: 21.09.2006
  • Комментариев: 1
  • Публикаций: 0
^
я не поняла что именно предлагается в этой статье?
  • Андрей Малыгин

  • 24 апреля 2007 23:47
  • Группа: Администраторы
  • ICQ:
  • Регистрация: 17.02.2006
  • Комментариев: 113
  • Публикаций: 918
^
Да особо не предлагается, а рассказывается
  • sio2

  • 31 августа 2007 18:02
  • Группа: Посетители
  • ICQ:
  • Регистрация: 16.08.2007
  • Комментариев: 13
  • Публикаций: 0
^
Кроме зубрил базальные ганглии вместо серого вещества, наверняка используют большинство рабочих на конвейерных производствах и многие спортсмены (особенно в единоборствах). Механическая память позволяет освободить мозг от необязательных рефлексий по поводу сути производимых операций. Потому, на мой взгляд, это весьма полезная форма обучения, позволяющая высвобождать ресурсы мозга для других более информационно насыщенных процессов.
  • Группа: Посетители
  • ICQ: 329652578
  • Регистрация: 10.02.2009
  • Комментариев: 34
  • Публикаций: 0
^
Как говорил наш преподаватель - "слишком много действий мы делаем механически и неосознанно, чтобы называться гордым словом Человек".

--------------------
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
vladjurnalist.ru.