Развитие творческого мышления и интеллекта

 


Мета-состояния, коррелирующие с «Сердцевинными» состояниями

Автор: Андрей Малыгин от 6 июня 2014
В Модели Мета-состояний, мета-состояние относится к состоянию, отражающему состояние. Используя абстрагирующую мощь самоотражающего сознания, любое состояние, которое отсылает скорее к другому состоянию сознания, нежели к прямому и непосредственному объекту, описывает мета-состояние. Модель Мета-состояний вычленяет много разных видов (kinds) состояний: простые мета-состояния, сложные мета-состояния, множественные мета-состояния, конгруэнтные и неконгруэнтные мета-состояния, мета-мета-состояния, патологические и деструктивные мета-состояния и трансцендентальные мета-состояния.
Недавно я обнаружил, что последняя различаемая категория, трансцендентальные мета-состояния коррелирует с процессом, который развит Андреасом и Андреас (1994) и назван ими "соге states" -- "сердцевинными" состояниями (более адекватный перевод будет, пожалуй, ядро личности). Поскольку это характеризует в сущности то же самое, в данной статье я опишу как "Соге Тгаnsformation Process" -- "Процесс сердцевинной трансформации" (или трансформация ядра личности) относится к Модели Мета-состояний.

"Процесс сердцевинной трансформации"
В чудесной книге Коннирэ и Тамары Андреас "Сердцевинная Трансформация" (1994, у нас она издавалась под названием "Сущностная трансформация") мы имеем процесс НЛП, в который вовлечены некоторые из мета-состояний, которые я обозначил как "трансцендентальные мета-состояния". В этом процессе Андреасы вначале прилагают модель шестишагового рефрейминга к сдерживанию, неприятной части или какой-либо "темной" стороне поведения. Несмотря на шестишаговый рефрейминг, они все же не останавливаются после получения первого позитивного намерения из сдерживающего поведения.

Основываясь на этом, они задают ресурсные мета-вопросы снова и снова. "Если вы получили желаемый результат целиком и полностью, и вы находите, что вы удовлетворены этим, как вы желали, не хотите ли вы испытать используя эти ресурсы, что-то более важное и глубокое?"

Хотя Андреасы используют слово "глубже" и метафору глубины во всей своей работе, что помогает личности добраться до ее "сердцевинного состояния" (ядра), в действительности вопросы приводят личность к идентификации мета-состояния или к мета-результату. Путем постановки вопроса о позитивных намерениях личности, "Что вы хотите?" и повтора этого, "И имея это целиком и полностью, что вы хотите от этого такого, что вы полагаете более важным?" поддерживается движение личности с одного логического уровня на другой, все более высокий. Модель Мета-состояний изображает этот процесс, таким образом, как ощущение -- мышление личности постепенно движется к все более высоким уровням осознавания (аwareness).

В процессе сердцевинной трансформации, "цепочка результата", которую идентифицирует личность, начинается с поведения, эмоции или манеры, порожденной в некотором ограничивающем состоянии. Андреасы иллюстрируют это через лимитирующее эмоциональное состояние нервозности, В Модели Мета-состояний это индицирует базовое первичное состояние. Исследуя его намерение, результат или цель, приходят к мета-уровню -- "делать хорошую работу". Следующий намеченный результат идентифицирует следующий мета-уровень -- "расслабиться", а затем следующий -- "быть способным к творчеству", далее - "чувство свободы" и, наконец, сердцевинное состояние -- "чувствовать связь с людьми". Смотри схему.

Мета-состояния, коррелирующие с «Сердцевинными» состояниями

Эти "сердцевинные состояния" или "сильные внутренние состояния", которые описывают, вызывают и достигают Андреасы, не функционируют как первичные состояния сознания. Они существуют как "способы бытия в мире", как более "духовный" или более абстрактный уровень бытия. Они существуют как высшие ценности, качества, характеристики и значения для нас людей.

Пять сердцевинных состояний, которые они считают "обычно возникающими в ходе Процесса Сердцевинной Трансформации" включают: ощущение бытия (присутствия), внутренний мир (глубокое чувство покоя и принятия), любовь (нейтральная безусловная любовь-агапэ), оkayness, (глубокое чувство полезности, присущей ценности) и единения (связь, благодать, единение с Богом).

Эти в высшей степени желаемые абстрактные концепции и состояния коррелируют с Моделью Мета-состояний в том, что они существуют на уровне между мета -- и чувственным опытом и возникают из человеческой способности абстрагировать. Как таковые они функционируют как состояния предрасположенности, которые задают и порождают более высокий логический уровень и более широкий круг отправных точек для чьей-либо ориентации в мире (способ бытия в мире). Фактически, они находятся в мета-мета-мета и т. д. позиции конечных трансцендентальных состояний по отношению к первичному состоянию. И как таковые, они могут действовать все время непрерывно, в отличие от первичных состояний, которые приходят и уходят в зависимости от обстоятельств. (В состоянии гнева мы думаем -- чувствуем и реагируем гневом на какой-то объект, который угрожает нашим ценностям. В мета-состоянии целостности, однако, мы думаем -- чувствуем и ведем себя целостно по отношению ко всей жизни).

Духовные "сердцевинные состояния" составляют чьи-либо мета-мета-мета-состояния. И вследствие этого они определяют чей-либо духовный (spiritual) настрой (безотносительно к исповедуемой религии или ее отсутствию), место, в котором живет чей-либо дух (Я, личность, бытие), верования, понимания, абстракции, ценности и т. д., что управляют (сознательно или бессознательно) всеми другими состояниями. Это объясняет, почему проникновение в чье-либо сердцевинное состояние может обеспечит столь глубокую трансформацию. Действие на мета-уровнях неизбежно повлияет или затронет состояния более низкого уровня.

Получая доступ к таким сердцевинным или трансцендентным состояниям "бытия" человек становится более способным использовать на деле и познавать на опыте свои более богатые ресурсами мета-состояния (принятия, прощения, единения, гармонии, любви, беззащитности, самооценки и т. д.). И очевидно, что это дает нам доступ ко всем видам ресурсов в терминах самоопределения и самопознания, обращения с трудностями и травмами, жизни и взаимоотношений, работы, времени и т. д.

Я думаю, что интересно и значимо, что Андреасы обозначили эти "сердцевинные состояния" скорее как безусловные, нежели как условные. Они строили процесс вокруг предположения, которое идет вразрез с нашими культурными нормами и идеями, а именно, что человек должен зарабатывать свои глубинные состояния, создавать, их и работать для них. Андреасы декларируют, что для большинства людей попытка достичь этих состояний получается не очень хорошо. Хотя они имеют хорошие, положительные и сердечные намерения -- это не приводит их к источнику собственной целостности.

Что мы можем с этим поделать? Начать с другого допущения. "Просто начните с миром в душе, а не с работы по достижению его... На этом пути вы не оставите того, что важно для других людей. Это значительно лучше, чем предпринимать усилия и трудиться для того, чтобы другие оказывали тебе уважение в первую очередь". "Некоторым образом наши внутренние части получают идею (познавательный предрассудок!), что для того, чтобы испытать сердцевинные состояния бытия, они вначале должны пройти через весь ряд Положительных Намерений. К несчастью, это работает не так уж хорошо. Мы не испытываем очень часто наши Сердцевинные Состояния, когда мы идем примерно этим путем, потому что сердцевинное состояния бытия не является чем-то, что может быть приобретено или достигнуто через действие. Путь испытать Сердцевинное Состояние -- просто шагнуть в него и обладать им".

Рассмотрение наших высших мета-состояний как безусловных, неприобретаемых, незаслуживаемых и т. д. -- это новое обретение исходного значения духовного смысла иудео-христианского термина "благодать" (незаслуживаемая любовь, милость). Это позволяет нам смотреть с позиций таких качеств как "даяния" или "дары" Божий или Мироздания (К Галатам, 5:22-23). "Вы не должны работать над Сердцевинными Состояниями, они у вас просто есть... работа не приводит к Сердцевинными Состояниям. Просто шагните в эти состояния, обладание ими, на бессознательном уровне, приносит опыт Сердцевинных Состояний".

Модель Мета-состояний
В то время как многие мета-состояния существуют в качестве "сердцевинных" или трансцендентных состояний, некоторые мета-состояния не таковы. Великое множество мета-состояний существуют только над некоторыми первичными состояниями. Модель Мета-состояний распространяется за пределы модели Сердцевинных Состояний и обеспечивает более широкий охват моделируемого.

Модель Мета-состояний включает также не только те действительно замечательные духовные состояния, но описывает и. те "духовные" состояния, которые не особенно возвышают наш дух. Я ссылаюсь здесь на запутанные состояния вроде самоосуждения, самопрезрения, недоверия к себе, паранойи, вины, отрицания и т.д.

Используя Модель Мета-состояний мы можем более четко определить компоненты и структуру этих пагубных, ограничивающих, лишающих возможностей и деструктивных компонентов субъективного опыта. Такой инсайт обеспечивает нас в дальнейшем способами прервать, разрушить, изменить и трансформировать их.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
vladjurnalist.ru.