Развитие творческого мышления и интеллекта

 


Совместное обучение. Развитие органов чувств

Автор: Андрей Малыгин от 13 мая 2014
Как мы уже показывали, для обучения бывает очень полезно создавать группы единомышленников. Связано это с тем, что вообще-то обучение - это процесс интерактивный. Чем больше обучающиеся взаимодействуют между собой, поддерживают, одобряют, подсказывают, контролируют, тем быстрее и качественнее идет обучение. Этот процесс можно назвать созданием "обучающей среды" (ее разновидностью является языковая среда, облегчающая изучение иностранного языка). В этом выпуске мы предлагаем очень полезное и эффективное упражнение для развития сенсорных систем, которое необходимо проводить в группе. Это игра "Телефон", предложена она Робертом Дилтсом.

Самая простая форма этой игры проводится вчетвером, по традиции обозначим участников А, Б, В и Г.

Участник А демонстрирует участнику Б определенную позу или движение. Участники В и Г на этом шаге не участвуют.

Участник Б рисует изображение увиденной позы или движения. Смысл в том, чтобы визуальными средствами передать кинестетическое событие максимально точно.

Индивид Б показывает изображение участнику В, после этого участник В словесно описывает этот рисунок индивиду Г. Ему запрещено что-либо рисовать или показывать телодвижениями.

Индивид Г пытается своими движениями передать описание, полученное от участника В.

Участник А вновь воспроизводит первоначальную позу или движение, все сравнивают их с позой или движением Г.

Игра дает богатейший материал для анализа того, как люди "переводят" с одного "сенсорного языка" на другой, на какие ключевые моменты обращают внимание, какие подробности пропускают. По мере практики развивается внимание к нюансам, пластичность, разнообразие выразительных средств, позволяющих выражать идеи разными способами, а также взаимопонимание в процессе общения.

Игру можно разнообразить множеством способов, при этом надо сохранять ее основную структуру и смысл. Ввод и вывод должны быть в одной модальности, то есть если вы начинаете с рисунка, то и заканчивать надо рисунком, если начинаете со звуков, то и заканчиваете звуками и т.д. Между вводом и выводом информация проходит через несколько других модальностей. В зависимости от числа участников цепочку можно удлинять.

Можно менять последовательность и характер этапов. Можно, например, сделать так, чтобы Б показывал свой рисунок В, а тот вместо описания также рисовал бы изображение. Можно пытаться описать позу или движение словами, а затем по описанию создать изображение. Интересный вариант: А начинает со словесного описания, Б создает рисунок, В производит движения, а Г дает словесное описание. Достаточно попробовать это сделать, и становится очевидно, насколько эти последовательности отличаются друг от друга, как по-разному люди их переживают.

Эта игра может служить моделью стратегий обучения. Как известно, при усвоении какого-либо материала человек, осознанно или нет, пользуется различными модальностями, представляя полученную информацию в виде зрительных образов, звуков (или внутреннего диалога) и движений. В зависимости от того, какие образы и в какой последовательности создаются, зависит качество запоминания, а следовательно, и обучения. Доказано, что в зависимости от возраста у человека преобладает та или иная сенсорная система.

В младшем школьном возрасте преобладает кинестетическая система, дети лучше всего усваивают информация в процессе игры и движения. В средней школе лучше всего "работает" слуховая система, дети обучаются, разговаривая, слушая и повторяя услышанное. В старших классах и в институте преобладает зрительная система. У каждой из систем в отдельности есть свои достоинства и недостатки.

Кинестетическая система позволяет запоминать очень живо и прочно, но она не позволяет воспринимать абстрактные понятия, объем запоминаемой информации не может быть большим. Слуховая система позволяет очень хорошо управляться с абстрактными понятиями, дает возможность прослеживать логические связи, однако запоминание слуховой информации напоминает запись на магнитную ленту. Чтобы найти нужный фрагмент в памяти, приходится "прокручивать" ленту, начиная издалека. Зрительная система позволяет запоминать большие объемы информации одновременно вместе с логическими связями, но эти образы бывает трудно перевести в слова, чтобы передать кому-то или хотя бы ответить на экзамене.

Практика показывает, что в отдельности каждая из систем не очень эффективна. Пример: через неделю после прослушанной лекции в памяти остается не более 5% от услышанного. Это значит, что если вы усваивали информация на слух, в этой же системе ее хранили и пытались воспроизвести, то около 95% информации теряется. По-настоящему хороший эффект дают познавательные стратегии, то есть сочетания образов в различных модальностях, одновременные или последовательные. Другими словами, если "пропустить" лекцию через зрительную систему, сопроводить эти образы движениями или чувствами, эффективность запоминания многократно возрастет.

То, что происходит во время игры "Телефон", очень напоминает познавательные стратегии, на этом примере можно изучать закономерности их создания и развивать в себе "чувство на хорошую стратегию". Так же, как и между людьми, между системами восприятия возникают трудности с переводом. Участвуя в игре "телефон", можно найти приемы и способы, которые "работают", позволяют хорошо сочетать зрительную систему со словами и движениями. Таким образом вы способствуете развитию способностей к восприятию и запоминанию. Попробуйте, и ваши старания окупятся!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
  • КЕМ

  • 20 июня 2006 15:05
  • Группа: Посетители
  • ICQ:
  • Регистрация: 20.06.2006
  • Комментариев: 1
  • Публикаций: 0
^
smile Испорченный телефон. Одна из любимых детских игр! smile Прекрасно настраивает на совместную работу в группе.
  • Группа: Посетители
  • ICQ: 269-418-520
  • Регистрация: 4.09.2006
  • Комментариев: 2
  • Публикаций: 0
^
wink wink я уже знаю как занять гостей на др smile
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
vladjurnalist.ru.