Развитие творческого мышления и интеллекта

 


Как развить абсолютную память-3

Автор: Андрей Малыгин от 18 мая 2014
Глава 3. Что в имени тебе моем?

Что в имени моем? Зови как хочешь розу
Все так же будет нежен аромат...
Ромео и Джульета. Вильям Шекспир.
(перевод Олега Степанова)



ИМЕНА И ЛИЦА

Шекспир мог быть и прав по отношению к розам, но все мы знаем как ужасно может быть забывание чьего-нибудь имени. Людям льстит, когда вы помните их имя и их оскорбляет если нет. Точно так же вы можете им сказать: "Вы не произвели на меня абсолютно никакого впечатления. Вас нет в моем мире. Вы полностью забываемы."

Я имею болезненный опыт. Первые тридцать лет моей жизни я забывал человеческие имена с эффектным энтузиазмом. В молодости я начинал бестактно перебирать различные имена в присутствии человека, что заставляет меня передергиваться даже сейчас. Потом я сменил тактику и стал называть людей "там". "Привет, там", говорил я слабо улыбаясь, когда старые друзья подходили ко мне на вечеринке. В худшем случае, мне приходилось объяснять что я имел в виду, если это были люди которых я впервые видел.

Ну да покончим со страшным предисловием. Запоминание человеческих лиц - это обычное умение, которое изменило мою жизнь. Это может изменить и вашу жизнь, если вы готовы попрактиковаться немного. Теперь я чувствую себя уверенным в социальных ситуациях, на вечеринках, деловых встречах. Это, в конце концов, сделало меня богаче, ну, в крайнем случае, сделает...

Однажды, на ужине в Мэйфаре, Лондон, меня попросили запомнить по именам всех присутствующих. Хозяева предложили мне выучить имена и фамилии всех, кто был приглашен, большинство их которых я никогда не видел ранее в глаза. Всего там было около ста человек и они все сидели за различными столами в большущей комнате.

Богатый бизнесмен, сидевший справа от меня, не мог поверить что такое возможно. Он никогда не видел меня раньше, но он слышал, что я профессиональный игрок в блэк-джек - кто-то, кто выигрывает в карты доверяясь знаниям математики больше чем везению. Смеясь над предположением, что я могу запомнить имена почти что ста человек, он пообещал поставить на банк против меня 50000 фунтов стерлингов на столе в Лас-Вегасе, если я смогу выполнить предложенное.

Раз уж пари объявлено - то остается только побить его. Я согласился с предложением хозяев и пошел гулять между столиками, с предложением к одному из сидящих представить мне всех остальных. Используя метод, который мы изучаем я поглотил имена всех гостей даже до того как они успели сделать свои заказы. Я вернулся за мой столик. "Вы узнали все что надо?" с небольшой нервозностью спросил бизнесмен. Затем он предложил мне, если я так уверен, начать вспоминание, чтобы не позабыть все.

Я сказал, что голоден и сначала желал бы поесть. Кроме того, спешка не нужна. Я запомнил все имена и лица, которые были предложены в долгую память.

Когда пришло время десерта, пока кофе охлаждалось, я встал из-за стола и пошел по залу спокойно называя всех по имени и фамилии, к некоторому удивлению гостей, не последним из которых был сам бизнесмен. Он грациозно признался в поражении, но мы все еще устанавливаем дату нашего совместного посещения Лас Вегаса. Секрет того, как я добился успеха очень прост: первое впечатление.

Первое впечатление

Сейчас я точно знаю в чем была моя проблема с запоминанием имен, и надеюсь это та же проблема, что и у вас. Когда-то, когда я был ребенком, я часто слышал от более мудрых "Никогда не суди о книге по обложке". Как часто мы слышим фразу "Не стоит недооценивать людей. Не доверяй первому впечатлению".

Если вы хотите перестать забывать чужие имена, боюсь в должны делать как раз противоположное "Недооценивайте людей!", "доверяйте первому впечатлению!", "оценивайте книгу по обложке!".

Лица и факты

Люди очень хорошо запоминают образы, которые видели всего лишь раз. В 1967, психолог Шеферд показал группе людей 600 различных слайдов с рисунками, словами и образами. Затем были предъявлены 68 пар слайдов, один из которых был из предложенного списка, а второй новый. Предлагалось определить, какой был уже показан ранее. Получен результат 88% вспоминание, 90% для слов и 98% для рисунков.

По сути, человеческие лица конечно же относятся к рисункам, однако, психологи предполагают, что при идентификации человеческих лиц, наш мозг работает отлично от простого запоминания картинок. Существование просопагнозии подтверждает вышесказанное. Просопагнозия это редкое психическое заболевание жертвы которого теряют способность помнить лица знакомых людей. Тесты показывают нам, что мы имеем проблемы с распознаванием фотографий известных людей если фотографии перевернуты (июнь 1969). Перевернутые дома, в контраст этому, не представляют нам подобной проблемы.

В 1974 году Боуэр и Карлин нашли, что если испытуемым было предварительно предложено оценить человеческие качества лиц на фотографиях такие как то доброта и привлекательность, запоминаемость улучшалась. Боуэр и Карлин заключили, что лица запоминаются глубоко на семантическом уровне.

Я никогда не мог понять, почему мы все игнорируем наши базовые, основные инстинкты. Когда незнакомец приближается ко мне, я мгновенно начинаю его оценивать по наружности: чувствую ли я удобство или дискомфорт, спокойствие или угрозу, открытость или защищенность, безразличие или заинтересованность? Короче, друг он или враг? Происходит автоматическая классификация. И уже после запоминание.

МЕТОД

Теперь, когда вы предупреждены, что мой метод накоротке с неэтичными методами, я могу двигаться дальше с чистой совестью. Я использую различные техники в зависимости от того как выглядит и на что похож объект и в каких обстоятельствах произошло знакомство, но все они базируются на первом впечатлении. Как обычно я использую свое воображение (ключевой момент хорошего запоминания) и использую места, случайные в данном варианте, чаще чем путешествия.

Техника 1: Выглядит знакомо

Всегда, когда это только возможно, сначала изучите лицо человека, до того, как начнете запоминать его или ее имя. Спросите самого себя - кого это лицо напоминает вам? Возможно кого-либо кого вы знаете, друга, близкого человека или коллегу по работе. Или может быть он или она напоминают вам известную личность, актера, поп звезду, спортсмена или политика?

Ваша реакция должна быть немедленной. Неважно, если сходство нечеткое. Эта личность должна просто служить вам напоминанием, переключателем. Разрешите своему мозгу работать. Он готов как компьютер просеять тысячи хранимых шаблонов лиц, которые вы собирали в течение многих лет. В мгновение ока он представит вам ближайшие или следующее, наилучшим образом подходящее звено для связи с человеком, стоящим напротив вас.

Вы представлены человеку, который, по какой-либо причине напоминает вам Джона МакИнроя. Вы уже произвели половину всей работы, несмотря на то, что вы пока еще не знаете его настоящего имени.

Сейчас вы должны представить себе место, имеющее тесную связь с Джоном МакИнроем. Напрашивается теннисный корт. Подумайте о центральном корте в Уимблдоне, основываясь на том, что вы когда-либо видели по телевизору, или, еще лучше, на вашем действительном посещении корта. Если вы этого сделать не можете, визуализируйте местный теннисный корт, любой корт, который укладывается в мозгу.

Все это, в основном, в течение секунды проносится в вашей голове. Опять же, также как и метод путешествия в главе 2, с практикой процесс ускорится.

Как только вы установите место, вы готовы к обработке его имени. Он представился вам как Дэвид Холмс. Сперва возьмем фамилию. О чем она вас заставляет думать? Холмс предполагает Шерлока Холмса. Представьте его на теннисном корте, всматривающемся через лупу, в поисках наличия песчинок мела.

Я использовал напрашивающуюся связь (МакИнрой) и известную фамилию (Холмс) чтобы показать вам основной принцип. После небольшой практики, ваш мозг будет создавать ассоциации и формировать соответствующий образ гораздо быстрее. Если, например, его звали бы Кузнецов, вы могли представить себе кузнеца раздувающего свою печь в центре теннисного корта.

Эта техника работает, потому что вы создаете именно то, что закрепляется в вашей памяти: цепь ассоциаций. Вот связи, которые вы установили:

Лицо Сходство Место Имя
(МакИнрой) (корт) (Холмс)


Когда вы встретитесь с ним позже вечером, подумайте еще раз о том, что он похож на Джона МакИнроя. Это заставит вас думать о теннисном корте. Затем вы вспомните нелепый вид Шерлока Холмса на коленях с лупой, и вот вы уже получили фамилию Холмс.

Чтобы вспомнить имя, в нашем случае это - Дэвид, подумайте о друге или просто о знакомом, которого зовут Дэвид.

Представьте его на теннисном корте. Возможно он сидит в кресле судьи. Часто вы можете подумать о ком-то, кого зовут точно также. Но если вам в голову не приходит никто, кого бы звали Дэвидом, тогда используйте государственного деятеля или литературного героя. Вы можете думать о Давиде и Голиафе. Запечатлейте кого-нибудь маленького, орудующего пращей и теннисным мячиком на теннисном корте.

Очень важно использовать так много ваших органов чувств, как только возможно, когда вы запечатлеваете сцену. Увидьте коричневые заплаты на сильно износившемся поле, почувствуйте атмосферу в толпе на центральном корте.

А что если Дэвид Холмс не напоминает вам Джона МакИнроя? Например, он похож на известного политического деятеля. В этом случае вы просто применяете тот же самый процесс. Нижняя Палата Британского Парламента будет подходящим местом. Вообразите себе Шерлока Холмса, с трибуны поносящего Премьер Министра. Ваш друг Давид, сидит в кресле спикера, отчаянно пытаясь поддерживать порядок.

Когда вы встречаетесь с этим человеком позже, его лицо опять напоминает вам о политическом деятеле. Начинайте спектакль в Нижней Палате Британского Парламента. Шерлок Холмс - на трибуне. Дэвид в кресле - и вот у вас уже есть его имя - Дэвид Холмс.

Или возможно Дэвид Холмс напоминает вам вашего дядю. Представьте себе Шерлока Холмса у дома своего дяди стучащегося в дверь и курящего свою трубку. Ваш дядя приглашает его в дом и представляет его вашему другу Дэвиду.

И так далее. Вы должны использовать первые ассоциации, которые приходят в голову. Они самые сильные и самые ясные, и вы скорее их воспроизведете, когда придет время восстановить имя человека.

Не Слишком Ли Это Сложно?

Вы скажете, что метод хорош, однако, пока я разработаю связь между его лицом, местонахождением и именем, подумаю о МакИнрое, побываю в Уимблдоне и встречу Шерлока Холмса, реальный Дэвид Холмс может умереть с тоски. Скорость приходит с практикой. Я потратил только 15 минут чтобы запомнить более сотни лиц. Мозг по природе своей прекрасно создает ассоциативные образы.

Почему Использование Места Таким Образом Срабатывает?

Что происходит в вашей голове когда вы говорите: "О, ее имя вертится на кончике языка"? Ваш мозг отчаянно пытается вспомнить место, где вы обычно ее видите, в надежде, что это прольет свет на ее имя. Если вас постигает неудача в этом случае, то вы пытаетесь вспомнить место, где вы видели ее в последний раз. Это работает точно также как в случае, когда вы теряете ключи от своего автомобиля. "Где я видел их в последний раз?", "Когда они последний раз были со мной?". Вы пытаетесь по шагам восстановить ваши действия.

Техника 2: Ваш типичный банковский служащий

Что происходит в случае, если перед вами стоит некто, который даже смутно никого вам не напоминает? Если это произойдет, постарайтесь решить к какому типу людей он или она относятся. Вопреки тому, что вам возможно говорили, классифицируйте их. Опять таки, зацепитесь за первую ассоциацию, которая придет вам в голову. Давайте себе представим, что вы встречаете кого-то кто напоминает вам типичного банковского менеджера. Пройдите через тот же умственный процесс как и ранее, однако теперь в качестве места используйте ваш местный банк. Затем вам называют его имя: Патрик МакЛеннан. Возьмите сначала его фамилию. Что вы о ней думаете? Предположим, что вы не знаете никого, кого звали бы МакЛеннан. Сконцентрируйтесь на самом слове. "Мак" и "Леннан". Представьте себе вашего банковского менеджера в старом грязном дождевике, плаще ("мак" - сокращение от макинтош) эксбициониста, демонстрирующего себя Джону Леннону. Эта достаточно мучительная сцена происходит непосредственно в банке. Теперь займемся именем. Вам случалось знать некоего человека по имени Патрик, который часто путешествует за границу. Поэтому представьте его себе стоящим в очень длинной очереди в обменный пункт, ожидающим своей очереди обменять деньги. Все естественно шокированы ужасным поведением банковского менеджера, не меньше поражен и Джон Леннон. Когда вы встретите этого человека позже вечером, вы опять подумаете о том, что он похож на банковского менеджера. Через мгновение появится и грязная, омерзительная сцена. Вы сразу же вспомните его имя.

Факт что его зовут МакЛеннан, а не МакЛеннон не важен до тех пор, пока вам не придется написать его имя, потому что оба они произносятся одинаково. Всегда соединяйте созданный образ с тем, как произносится это слово полностью, а не с тем, как оно произносится по буквам. (Например, слово Featherstonehaugh произносится как "Фан-шоу", а слово "Чимли" фактически пишется как Cholmondeley.)

Точно также важно сохранить порядок, когда вы делите имя на слоги. Вы знаете что банковский менеджер занимается эксбиционизмом перед Джоном Ленноном, поэтому "Мак" стоит впереди "Леннан". В этом случае достаточно очевидно, что в случае трудных многосложных имен приходится применять больше трюков.

Когда вы используете типы людей, то одежда приобретает важное значение. Если я встретил женщину в брюках для верховой езды и затянутом жакете, то я немедленно подумаю, что она наездница. Если я встречу мужчину в крикливом галстуке и в рубашке, то я подумаю, что он рекламный агент. В каждом случае я использую тип, чтобы вызвать наиболее обычные сцены: наездница - поле или конюшня, директор по рекламе, комната, где происходят съемки для телевидения, стильная фотомодель, подиум, агент по недвижимости, офис на Хай Стрит. Только вам известно как выглядят типичный банковский менеджер, фотомодель рекламирующая одежду, бухгалтер, мусорщик, уборщица, журналист, агент по недвижимости или продавец подержанных машин. Возможно, мой образ библиотекаря совпадает с вашим образом школьного учителя. Ваш образ Артура Дэли может совпасть с моим образом полицейского. Способ, которым мы пользуемся для разделения людей на категории, основан на тысячах предыдущих опытах общения в реальной жизни, по телевизору или из книг. Вы сами себе лучший судья. И неважно, насколько это правильно из соображений морали продолжать рассматривать внешности, это является наилучшим способом запоминать имена.

Техника 3: Здесь и сейчас


Некоторые люди просто никого нам не напоминают, не напоминают они нам также какой-либо определенный тип людей. Они настолько вкрадчивы и неинтересны, что постоянно забываются. Когда это происходит, вы должны использовать ваше настоящее окружение в качестве места.

Представим себе, что вы устроили вечер в ресторане и вас представляют гостье по имени Дженни Филдинг. Ее лицо абсолютно никого вам не напоминает, ее одежда абсолютна невыразительна. В этой ситуации немедленно переключитесь на ее имя и ваше окружение в этот момент. Фамилия "Филдинг" заставляет думать о принимающем игроке в крикет (филдэр). К тому же вы знаете кого-то еще по имени Дженни, поэтому вообразите себе свою подругу Дженни, одетую в полный комплект крикетного обмундирования, с ладонями, сложенными лодочкой, балансирующую чтобы поймать крикетный шар в углу ресторана.

Что если вы не знаете никого по имени Дженни? Вы должны создать еще один мысленный образ, например, ишака (дженни - самка ишака), действующая в роли крикетного филдэра (только не сообщайте об этом вашему гостю), или даже поместите электрический генератор (genny - генератор англ.) над дверью. Чем более причудливый будет образ, тем легче будет запомнить. Впоследствии, когда вы будете разговаривать с ней, и к вам приблизится ваш друг, который хочет быть ей представлен, ход ваших мыслей будет следующим:

Еще раз вы вспоминаете что эта женщина ни на кого не похожа, вы знаете, что при таких обстоятельствах должна быть связь с настоящим местом. Окинув ресторан своим самым быстрым взглядом, вы восстанавливаете крикетный матч, которые вы создали в своем воображении раньше... ишак по-прежнему находится там же, уклоняясь от жестокой верховой езды. Ишак действующий в роли принимающего игрока напоминает вам... "Это Дженни Филдинг. Дженни, это мой старый друг...".

То что это бессмысленно я знаю, однако это работает.

Техника 4. Слишком поздно.

Иногда вам называют имя человека прежде, чем вы найдете достаточное количество времени чтобы изучить его лицо.

"Вы должны подойти и встретиться с Викторией Шарп (Sharpe)" говорит ваш босс на вечеринке в офисе, "я уверен, что она вам понравится", волоча вас за руку по направлении к ней. Она является очень важной персоной в иерархической структуре компании, а вы только поступили на работу. Что вы будете делать?

Если я окажусь в этой ситуации, зная, что мне придется запомнить ее имя, то вот вам направление моих мыслительный, что я мысленно представляю себе в момент, когда я пишу эти строки:

Виктория: напоминает мне о водопаде Виктория. Шарп (Sharpe - острый, отточенный англ.) ... острая бритва ... некто в каноэ использует огромное лезвие клинка вместо весла, буквально разрезая воду.

В тот момент когда мой босс знакомит нас, я просто представляю себе ее в каноэ, балансирующем на краю водопада.

Позвольте привести другой пример. Однажды я репетировал для телевизионного шоу ("Ваше пари" на ITV). Мне сообщили, что меня будет сопровождать известный профессиональный крупье по имени Яна Тауэрс (Jan Towers). Я никогда не видел ее ранее. Я не мог удержаться от мыслей о Лондонском Тауэре, покрытом толстым слоем клубничного джема (jam - Jan). Как только нас представили друг другу, я представил ее сдающей карты для блэк джека внутри Лондонского Тауэра из очень липкой колоды.

Все что вам нужно сделать в случае, когда вы узнаете имя раньше, чем видите лицо, это изменить последовательность цепи ассоциаций, о которой мы говорили ранее и пропустить шаг "внешнего сходства".


Имя Место Лицо


Хотя я поставил повозку впереди лошади, благодаря настройке Лондонского Тауэра женщина прочно прикрепилась к своему имени. Она прикреплена к нему до сегодняшнего дня.

Техника 5. Возможности.

Иногда можно установить простую связь между внешностью человека и его (ее) именем. В таких случаях нет никакого резона игнорировать эту связь. Техника "связь с помощью черт лица", я ее называю именно так, предпочтительна в работе с "людьми с запоминающейся внешностью" для шоу и трюков на вечеринках и может работать очень эффективно.

Например, если вам представляют кого-либо как мистер Белоголовый (Whitehead), и оказалось, что выше кончиков ушей он только начинает седеть, представьте себе кого-нибудь опрокидывающего банку с белой краской ему на голову. Появляется и представляется миссис Пекарь. Вы немедленно замечаете, что ее волосы собраны в пучок (bun - пучок, ban - сдобная булочка англ.), таким образом вы устанавливаете соответствующую связь.

Это обычные примеры. Я знаю, но поскольку это затрагивает меня, существует только единственная ситуация, когда следует использовать эту технику. Связь между именем и внешностью должна быть кричащей и сразу бросаться в глаза.

Все что вам нужно делать эффективно - это использовать лицо субъекта в качестве участка, на котором вы разместите его имя. Однако спустя какое-то время эти возможности начнут повторяться, и эта техника требует обычных имен. Кроме того, зачем ограничивать себя таким небольшим участком каким является лицо человека, когда вы можете позволить своему воображению напомнить вам о целой деревне, стране, или даже другой части галактики...

Во время недавнего шоу, некто по имени Пол Митчелл (Paul Mitchel) спросил меня, как мне удалось запомнить его имя. Я поведал ему, что я представил себе моего друга по имени Пол, пытающегося рукой, в толстой перчатке (Mitt - перчатка англ.) осторожно поднять хрупкую ракушку (shell - ракушка, скорлупка. Похоже на "-chell") на борту знаменитого звездолета Энтерпрайс из сериала Звездный Путь. Он спросил, "А причем здесь Звездный Путь?". Я ответил, что это связано с тем, что он напомнил мне персонажа мистера Спока. (Я использовал первую технику "первые впечатления". Внешнее сходство: Спок; местонахождение: Звездолет Энтерпрайс; фамилия: Мит-челл; имя: мой друг Пол.)

Взгляд на его лицо научил меня, что не следует полностью раскрывать детали ваших мысленных ассоциаций. Так уж получилось, что манеры Пола Митчелла напомнили мне мистера Спока гораздо больше, чем его внешнее сходство. К сожалению, это было абсолютно неубедительно, и я боюсь, что бедный парень побежал к ближайшему зеркалу.

Какую бы технику вы не использовали, секрет моего метода в первом, мгновенном впечатлении, которое производит взгляд на лицо. Ваш взгляд инстинктивно создает ассоциацию, за которой нужно заботливо ухаживать. Ухватите ее, развивайте ее - и позвольте вашему воображению сделать остальное.

Последний штрих: контролируйте ситуацию, в которой вас знакомят с людьми. Это может звучать обычно, но если вы попали на вечеринку и хозяйка быстро называет разом имена десятка людей, остановите ее. "Подождите, по одному, пожалуйста. И как вас зовут?". Правильно услышьте имя и попросите человека повторить его в случае необходимости. Повторите также это имя его хозяину. Это может быть немного затруднительно и неловко, однако это не так ужасно, как забыть это имя двумя минутами позже.

КАК ЗАПОМИНАТЬ СПИСКИ ИМЕН

Иногда, в процессе моего шоу, меня просят запомнить список человеческих имен. Мне не позволяют увидеть этих людей. Все, что мне дают - это номер посадочного места в зрительском зале.

Как ни удивительно, но это гораздо проще, чем фактически видеть их лица. В главах 2 и 1 я объяснял как использовать мысленное путешествие чтобы запомнить простой список необходимых покупок. Когда мне нужно запомнить список людей, я просто визуализирую человека на каждом шагу моего путешествия, также как я располагал каждый пункт из списка необходимых покупок.

На вечеринках этот трюк производит впечатление, особенно если вы знаете, на каком месте сидит каждый человек. Вы просто логически нумеруете их места и связываете их с шагами вашего путешествия.

Давайте представим себе, что вы хотите запомнить список из десяти имен по порядку. Первые трое - это Майкл Вудроу, Гейли Веллер и Маркус Спиертанский.

Майкл Вудроу (Michael Woodrow): Используем путешествие по вашему дому (см. Главу 2), представьте себе, что вы проснулись и обнаружили, что ваша спальня заполнена водой и все ваше имущество плавает вокруг. Ваш друг Майкл сидит в старой деревянной (WOODen - деревянная англ.) коробке из под чая и медленно гребет (ROWing - гребсти англ.) к двери.

Гейли Веллер (Gayle Wheeler): Ужасный шторм (GALE - шторм англ.) дует из окна в ванной комнате. Ветер настолько силен, что одно из колес (WHEELS - колесо англ.) вашего автомобиля залетает в окно, пролетает мимо вас и падает в ванну со всплеском.

Маркус Спиертански (Marcus Spiertanski): Поп звезда по имени Марк стоит в вашей запасной комнате, размахивая флагом США (US - США англ.). Внезапно в воздухе со свистом пролетает копье (SPEAR - копье англ.) и сбивает его на землю. Огромный темнокожий лыжник (TANNED SKIER - темнокожий лыжник англ.) делает шаг вперед и победно ставит свою ногу на грудь умерщвленной поп-звезды.

Вы должны использовать свое воображение любым доступным вам способом. Позвольте ему увлечь вас в любом направлении, но не забудьте сохранить порядок слогов в длинных именах. Не существует непобедимого имени, в случае, если вы разбиваете его на составные части.

Как только вы запомнили 10 человек в вашем списке, просто двигайтесь по дому, обозревая шаги вашего путешествия и вспоминайте сцены и, будем надеяться, вспомните все имена.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
vladjurnalist.ru.