Союз журналистов России

Сайт газеты Молва

Сайт газеты Молва

Сайт газеты Молва

Сайт газеты Молва



Перспективы

Майя КИМ: «25 шагов к журналистике завтрашнего дня»

Приход интернета радикально поменял в нашей жизни все: взаимоотношения, доходы, образ жизни и мыслей…


В профессиональном плане этот аспект коснулся всех вообще. Взять, например, рядового учителя / преподавателя. Грамотный педагог сегодня - это не только хороший предметник, но и имеющий базовые знания и умения применения информационных технологий в своей работе. “Подкованный” в этом плане преподаватель не будет трясти перед глазами своим пособием и говорить своим студентам, мол, завтра принесу вам бумажные копии моих лекций. А просто отправит электронный вариант старосте, а тот уже разошлет их по почтовым ящикам своим одногруппникам.

Или мой личный пример. Мне нужно было отправить факсом копию подтверждения. Я поехала на телеграф, отстояла очередь, прождала, когда оператор дозвонится до нужного телефона, заплатила деньги… Но у меня-то был цифровой фотоаппарат. Можно было просто сфотографировать лист, сохранить в компьютере и отправить по электронке. Но что-то в тот момент я немного “затормозила”.

Так, о чем я? Немного отвлеклась от темы. Всем сейчас нужно учиться, учиться жить и работать по-новому, по-современному. Например, журналистам. (Ох, и трудно им сейчас. Кто же читает бумажные журналы? Лично я уже давно их не покупаю.)

Журналисты озабочены своим будущим и у них есть на это основания. Но необходимость в журналистах будет всегда. Просто нужно суметь адаптироваться к изменениям в своей индустрии. Но для многих современных, даже молодых журналистов, интернет - это враждебное место. Однако, журналисты закончат тем, что они все-таки уйдут в онлайн и у них есть  еще выбор. Автор статьи на протяжении нескольких послених лет пропагандировал технологии и интернет как инструменты, помогающие журналистам. Но почему-то считается, что журналистика может быть качественной только в “бумажном формате”. Это не совсем верно полагать, что газета волшебным образом улучшает качество статьи.

Но ведь газетная статья не обязательно должна быть только текстом. В ней должна быть иллюстрация, которая добавит веса этой статье. И если это верно для газеты, то что тогда говорить об интернете. Онлайн-статья может иметь видео, аудио, изображение, ссылки на последующее чтение, обратную связь в виде читательских комментариев, и ее можно прочитать разными способами (в онлайне, RSS, через мобильный телефон …).

            Итак, для журналистов настало время помочь самим себе, чтобы быть адаптированным к будущему. Будущее журналистики - это сочетание традиционного образования и так называемых новых медийных умений и навыков. Оно не будет сосредоточено только на каком-то одном формате.

            Вот список советов журналистам, которые хотят быть готовыми к будущему.

1. Станьте блогером. Раньше ведение блога было трудным делом, но сейчас, как никогда, легко публиковать все виды онлайн-контента. Есть сервисы, с помощью которого можно публиковать статьи через электронную почту. Откройте персональный блог сегодня, а еще лучше блог на какую-то определенную тему, т.е. тематический блог.

2. Развивайте сотрудничество. Если нет времени на ведение блога, то можно установить контакты с теми, у кого уже есть блог или другие публикации. Это обогатит ваш опыт и ваше резюме. Особенно это будет полезным для офлайн-авторов, которые хотят улучшить свои онлайн-навыки. При таком сотрудничестве можно добиться больших успехов.

3. Покажите себя. Вместо блога можно создать сайт-портфолио. Дайте ссылки на ваши работы через онлайн-портфолио. Здесь абсолютно нет причин, почему этого не надо делать.

4. Пишите о том, что вас волнует. См. пункт 1. В офлайне много журналистов, которые не добились успеха, потому что писали о том, что им неинтересно. Люди редко становятся журналистами не по призванию. Почему бы не начать любить это заново? Что удерживает вас от того, чтобы начать писать об интересующем лично вас. Пишите об этом хотя бы раз в неделю. Это поможет вам создать портфолио. Вы почувствуете себя счастливым. Вы сможете выражать свое мнение и сможете найти свой путь.

5. Будьте в теме. Научитесь отслеживать сферу ваших интересов, топ-ресурсы, ключевые слова, конкурентов, новостные сайты, социальные сети, Google Reader…

6. Начните писать в Твиттер. Твиттер - это невероятный ресурс. Это - источник новостей, но не “журналистика”. Вот здесь и начинается ваша работа: выделить из всего информационного потока нужное, оценить ресурсы и статьи, “раскопать” новости. Журналисты должны быть настроены на Твиттер. Используйте Твиттер для демонстрации ваших работ.

7. Создавайте видео. Это гораздо легче, чем создать и распространить видео. Есть масса вариантов (встроенные камеры в мобильные телефоны и ноутбуки). Есть масса сайтов, которые помогут вам запустить контент. Видео в онлайн-статье - невероятно увлекательно. Журналисты из бумажных форматов понимают, что статьи только выигрывают от видео, т.к. есть дополнительная возможность рассказать историю более эффективными способами.

8. Мобильный телефон - действительно потрясающий инструмент. Еще никогда не было так легко генерировать идеи, создавать истории и публиковать контент. Сейчас существует море мобильных приложений, которые помогают журналистам: диктофоны, планировщики задач, встроенные камеры, видео, ментальные карты, смс-службы… Мобильный телефон - настоящий друг журналиста. Научитесь выжимать из вашего мобильного телефона все по максимуму.

9. SEO - этой аббревиатуре вам нужно научиться обязательно. Это означает “оптимизация поисковой системы”; это наука, которая продвигает ваш контент в топ поисковых систем. Нужно знать, как оптимизировать работу в Гугле, как добиться того, чтобы читатели быстро находили ваш контент. Сегодняшняя статья в сети станет завтра мусором: гугл ее заархивирует. Те, кто знает основы SEO, имеет преимущество перед теми, кто не имеет их. Займитесь  исследованием ключевых слов и тэгизацией онлайн-текстов.

10. Используйте ссылки. Ссылки - это то, что сейчас заставляет крутиться онлайн-мир. Они дают трафик, поэтому выработайте привычку давать ссылки. Научиться писать качественные ссылки. Следите за теми, кто дает ссылки на вас.

11. Ставьте тэги. Указывать теги для контента - очень нужная привычка. Тэги играют большое значение в интернет-поиске. Они облегчают поиск вашего контента для людей и поисковых систем.

12. Создание онлайн-текстов. По сути оно не сильно отличается от оного в офлайне, хотя есть и свои особенности (об этом в A - Z online copywriting).

13. Правила читабельности. Журналисты уже знакомы с правилами создания текстов Оруэлла. Они должны знать правила, предъявляемые к текстам для чтения в интернете. Долой большие абзацы! Статьи должны адаптированы для просмотрового чтения. Тенденция к текстам списочного типа, может, и не очень хорошая тенденция, но в онлайне они хорошо работают. В таком виде они удобны для обзора и люди читают такие статьи, потому что они знают, что здесь они найдут нужную информацию. Дайте людям то, что они хотят. Выясните, какой формат хорошо работает в онлайне и поэкспериментируйте с новыми видами.

14. Не бойтесь громких слов. Можете бояться слов типа, social media и WEb 2.0. Но помните, что некоторые крутые слова, на самом деле, имеют глубокий смысл и они стоят более глубокого изучения.

15. Эксклюзив устарел. Журналисты любят сенсационные новости. Но эксклюзивная история остается эксклюзивом несколько часов. … Если не можете сами проинтерпретировать событие, поговорите с теми, кто может это сделать.

16. Объективность преувеличена. Лишь небольшое количество опубликованных статей в крупных медиа могут быть названы объективными. Журналист может трудиться в поте лица, чтобы создать реально объективную статью. Но редакторы / владельцы / издатели … могут радиикально измениь статью. А не лучше ли занять свою личную позицию, встать по одну сторону забора, чем сидеть на нем? Разумеется, это работает не для каждого типа статьи.

17. Научитесь выражать свое мнение. Возможно, в данный момент Вы не можете включить в статью собственное мнение. Но нужно уметь это делать и не бойтесь выражать свою точку зрения. Это может помочь попасть в поле зрения, найти новую работу, и возможно, будет будущим новостной индустрии.

18. Будьте на виду. Старайтесь быть на виду, быть услышанным. Пишите комментарии. Отвечайте на комментарии. Пусть люди знают, что вам интересны разные темы. Но что бы вы ни делали, будьте искренними.

19. Слушайте. Взаимодействуйте со своей читательской аудиторией. Сейчас у читателей есть возможность комментировать статьи, дается контактная информация авторов. Читателям нравится напрямую общаться с авторами и выражать свою точку зрения. Развивайте отношения с ними.

20. Новости в реальном времени. Новости - это настоящее время. Понаблюдайте, как все распространяется вирусным образом. Редко можно прочитать о каком-то важном событии в завтрашней газете. Главная история не будет долго оставаться незамеченной.

21. Привлекайте добровольных (и бесплатных) помощников. Автор не является особым приверженцем теории мудрости толпы, но все-таки есть  иногда смысл спросить помощи о “сборе информации вскладчину”. Люди помогут вам “нарастить мясо на кости” вашей идеи. Толпа не напишет статью за вас, но они помогут вам исследовать ее.

22. Создайте свое сообщество. Будьте ближе к своим читателям. Устанавливайте контакты и в онлайне, и в офлайне. Вступайте в нужные группы. Следуйте за интересными людьми. Идите в соцсети и сделайте так, чтобы людям было легко с вами связаться.

23. Научитесь быть экономными. Зачем платить деньги за использование картинки, если можно скачать с бесплатных законных ресурсов.

24. Не делите журналистику на типы. Деление между офлайн и онлайн-журналистикой все же существует. На онлайн-журналистику до сих пор смотрят с недоверием. Статья не становится хорошей и интересной только потому, что она появилась в бумажом варианте. Хороший журналист - он и в Африке журналист, т.е. он пишет качественный материал в офлайне, и в онлайне.

25. Сделайте это сейчас. Не опоздайте. Не бойтесь интернета. Не ждите, когда босс вам скажет, что нужно учиться чему-то новому. Преодолейте свой внутренний барьер. Забудьте о вчерашнем дне. Нет другого времени, кроме настоящего. Возьмите то, что доступно вам, и используйте нужные инструменты для работы.

Контакты автора:

E-mailblogimira@gmail.com
ICQ - 394-220-602.